Анализ НКО-платформ США, Европы и России

Анализ НКО-платформ США, Европы и России

«Рыбаков Фонд» и лаборатория wobot.me совместно провели анализ НКО-платформ США, Европы и России. Цель исследования была — изучить сегмент интернет-платформ третьего сектора и выяснить — что интересного и полезного в сфере интернет-проектов уже существует в мире и полезно будет применить в России, а также понять, какова специфика российского рынка интернет-платформ для НКО и какие успешные российские проекты уже существуют.

Самые популярные категории в США — листинги, информационные порталы и виртуальные ресурсные центры.

Самая крупная в США платформа — Guidestar. Эта организация начала свою работу в 1994 году, сначала базы НКО публиковались на компакт-дисках, а в 1996 году был запущен интернет-портал. Сегодня в их базе более 1,8 миллионов некоммерческих организаций. У каждой НКО — своя страница, на которой подробно описано, кому именно и как они помогают, загружена финансовая отчетность, даны ссылки на сайты и соцсети, представлено руководство организации. На этой же странице можно пожертвовать денег НКО.

 Цель Guidestar — сделать финансовую помощь для НКО простой и понятной как на стадии выбора — кому именно пожертвовать, так и в способах оплаты. GuideStar предлагает различные сервисы и API. Платформа ориентирована на корпоративную благотворительность, но частные лица также могут ей пользоваться.

Вторая известная платформа-аккумулятор информации об НКО — Charity Navigator. Она моложе GuideStar, основана в 2001 году. В большей степени ориентирована на частных лиц, содержит много советов по выбору — куда именно пожертвовать, кому, что.

Встречаются описания экзотических для России пожертвований. Например, на ресурсе размещена подробная статья о том, как пожертвовать свой автомобиль, и инструкция, как оценить стоимость отданной в приют старой мебели, чтобы потом получить налоговый вычет.

Третья заметная и важная платформа-агрегатор информации об НКО — BBB Wise Giving Alliance.

 В ее базе 1300 НКО национального масштаба, а в базе аффилированных территориальных площадок (США и Канада) — еще более 10 000 небольших локальных благотворительных организаций.

Высокие рейтинги на всех трех платформах демонстрируют открытость НКО, целевое использование пожертвований и важность их направлений деятельности. Три организации сотрудничают друг с другом, объединяя усилия, если это необходимо.

В США решающую роль для высокого рейтинга НКО играет прозрачность отчетности организации. Важный фактор — соотношение расходов на собственное содержание с расходами на целевую деятельность. Жертвователи хотят видеть, что их деньги будут потрачены именно на добрые дела!
 Европа
Для европейских платформ характерны сильная связь с органами государственной власти, надгосударственный общеевропейский масштаб деятельности, а также интересные ИТ-решения. Исследовались три крупные платформы — Transparency Register of EU, International Aid Transparency Initiative, Open Aid Search. Все они действуют на международном уровне. IATI, https://www.iatiregistry.org/.

International Aid Transparency Initiative использует собственные стандарты оценки НКО, которые применяются более чем 40 странах мира. Организация стремится к созданию прозрачности доноров и благополучателей. Основной своей задачей IATI видит распространение информации о НКО и поощряет создание проектов на основе собственных данных.

Проект Open Aid Search создан командами Zimmerman & Zimmerman и Akvo (некоммерческие организации, которые разрабатывает онлайн-сервисы для других НКО, и занимаются проектами на базе открытых данных) и построен на данных International Aid Transparency Initiative. На сайте проекта собраны и визуализированы данные IATI, можно посмотреть статистику — в каких странах сколько проектов, какие тратятся бюджеты и на что.
 Цель Transparency Register, которым управляют Совет Европы и Европарламент, — сделать максимально открытой для граждан информацию о том, какие организации какое финансирование получают от правящих органов ЕС. В реестре у них более 11,2 тысяч организаций, участие в нем — добровольное.
 Россия
В России некоммерческий сектор только начинает переходить в формат онлайн. Многие организации лишь недавно разработали и запустили собственные сайты. Тем не менее, во всех девяти категориях есть качественные проекты. Самыми многочисленными категориями оказались информационные порталы, фандрайзинг-платформы и разнообразные стартапы.
Лучшие из лучших:

На зарубежные проекты российские лидеры часто не похожи: «Такие Дела» — информационный портал фонда «Нужна помощь», который благодаря пронзительной социальной журналистике собрал уже 224,8 млн рублей для своих подопечных.

Добро Mail.ru — классический и крупнейший на сегодня в России листинг. На этой площадке собраны на сегодня 118 фондов и 85 проектов, которым помочь можно как деньгами, так и добрыми делами.

Ассоциация “Все вместе” создана при поддержке Яндекса и пишет о себе, как об объединении московских НКО, хотя фактически среди 50 благотворительных организаций, входящих в нее, далеко не все ограничиваются только в своей деятельности только Москвой. “Все вместе” выступают посредником между благотоворителями и благополучателями, курируют благотворительные проекты и организуют мероприятия для сбора средств.
В базе Благо.ру только 70 НКО, которые зато проходят ежемесячную(!) тотальную проверку европейского фонда Charities Aid Foundation (CAF). Поэтому жертвовать им можно с уверенностью — деньги пойдут на благое дело.
Теплица социальных технологий помогает НКО в сфере ИТ-решений. Ее сотрудники разрабатывают сайты для НКО, веб-инструменты для сбора пожертвований на сайтах. Платформа Теплицы IT-волонтёр— помогает НКО решать свои задачи в области ИТ, дизайна и копирайтинга, объединяя на одном портале представителей НКО и программистов, дизайнеров и копирайтеров, которые хотят помогать. Программа Теплицы Пасека помогает некоммерческим организациям находить хорошие веб-студии, готовые к работе с ними за разумный бюджет.
Россия VS США
Сегодня в реестре Минюста ≈224 тыс. некоммерческих организаций, из них отчеты за прошлый, 2016 год, предоставили ≈65 тыс. организаций. При этом количество именно благотворительных организаций пока остается под вопросом — мнения экспертов отличаются, одни считают, что таких организаций около 2000, другие считают что около 5000.
Рунету необходима всеобъемлющая платформа-листинг, которая возьмет на себя сбор данных об НКО, проверку информации, ранжирование и просвещение благотворителей. Эта платформа должна обладать понятной стратегией и прозрачной системой оценки НКО, быть удобной для всех категорий пользователей, позволять быстро найти нужную НКО и сделать ей пожертвование.
У Европы нужно позаимствовать практику государственной поддержки таких проектов, их стратегию прозрачности, а также научиться международному партнерству, которое будет полезно и жертвователям, и НКО России и соседних государств.
 Чего же не хватает российскому рынку, по мнению исследователей?
  • Запустить ресурсный/образовательный онлайн-центр, направленный на повышение IT и правовой грамотности НКО;
  • Создать платформу-листинг по примеру GuideStar;
  • Разработать для этой платформы прозрачную методологию оценки НКО, необходимую для справедливого ранжирования;
  • Вызывать интерес у организаций, заставить их хотеть быть оцененными по методологии платформы;
  • Работать над созданием образа в соцсетях;
  • Сотрудничать с крупными международными листингами.
 В результате можно получить открытый и доступный третий сектор, понятный не только закрытому некоммерческому сообществу, но и людям, чьи благие намерения материализуются в глобальном социальном эффекте.