Антикоррупционная политика НКО. Как исполнить требования закона?

Государственные органы выдвигают к НКО требования по разработке мер по предупреждению коррупции внутри собственной организации. Ранее претензии по отсутствию  внутренних антикоррупционных процедур предъявляли в основном к коммерческим структурам.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Федеральный закон  N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. То есть, это обязанность распространяется на все организации, в том числе и на некоммерческие. Отсутствие у НКО антикоррупционного плана может стать поводом для наезда на нее со стороны прокуратуры. Подобнее об этих требованиях закона и о том, как их можно выполнить, читайте в правовой справке (размещена ниже) адвоката Марины Агальцовой.

НОВЫЙ ТРЕНД В ПРЕТЕНЗИЯХ ГОСОРГАНОВ К НКО
— ОТСУТСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Недавно НКО столкнулись с требованиями госорганов о разработке внутренних документов, которые содержали бы меры о предупреждении коррупции внутри самой НКО.

Многие НКО, в отличие от коммерческих структур, работают на доверительной основе – небольшой штат и приверженность каждого работника высоким идеалам, без которых в НКО делать нечего. Но закон требует, чтобы во всех организациях были разработаны, утверждены и доведены до сведения всех работников внутренние акты о противодействии коррупции. Разберемся с этим.

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА

Ч. 1 ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В ч. 2 этой же статьи указано, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Центральным аспектом ч. 2 этой статьи является то, что она не обязывает организацию применять  все меры. Организация может выбрать, какие меры она считает необходимыми для своей работы.

Важно, что суды поддерживают эту позицию. Так, например, Красноярский областной суд (региона-рекордсмена по количеству дел с требованиями  прокуратуры внедрить организациям меры по противодействию коррупции) сказал: «Законодатель предоставил организации, в зависимости от специфики деятельности организации, ее организационно-правовой формы, иных особенностей, возможность выбора мер по предупреждению коррупции» (п. 4 «Обзор апелляционной и кассационной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за 2014 год» (утв. Президиумом Красноярского краевого суда 03.02.2015)

Возникает  уточняющий вопрос:  на кого распространяется требование о принятии мер по предупреждению коррупции?

Статья 13.3 очень кратка на этот счет. Она говорит про «организации».  Ст. 50 ГК РФ называет «организациями» как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица. Отсюда следует вывод, что ст. 13.3 относится и к НКО.

ДУБИНКА ДЛЯ НКО?

Анализ правоприменительной практики показал, что, начиная с 2013 года, прокуратуры всех субъектов судятся с организациями (преимущественно коммерческими), обязывая их разрабатывать меры по предупреждению коррупции внутри себя. В качестве примеров можно привести  апелляционное определение Московского городского суда  от 16.10.2017 по делу N 33а-4718/2017, апелляционное определение Тверского областного суда  от 11.07.2017 по делу N 33-2950/2017, апелляционное определение Хабаровского краевого суда  от 07.07.2017 по делу N 33а-4998/2017, а также двадцать однотипных определений суда-рекордсмена — Красноярского краевого суда (например, апелляционное определение   Красноярского краевого суда от 12.11.2014 по делу N 33-10751/2014).

Таким образом, ранее  требования по  внутренним антикоррупционным процедурам предъявлялись в основном к коммерческим структурам. Но в последнее время все чаще  статья 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» применяется  к НКО.

Хорошая новость состоит в том, что требования ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» удовлетворить несложно. Надо разработать внутренний документ, который бы содержал антикоррупционные меры, утвердить его, ознакомить с ним сотрудников и  назначить ответственных лиц. Предлагаем вам образец приказа об утверждении антикоррупционной политики и образец внутреннего документа  антикоррупционная политика,  который каждая  НКО может доработать с учетом своей специфики, а затем внедрить в свою работу.

М.В. Агальцова, адвокат

P.S. После обсуждения с рядом НКО антикоррупционной политики, оказалось, что не все НКО  готовы принять  такой развернутый документ, как представленный в консультации выше. Для таких НКО нами подготовлен более простой документ, который размещен ниже. Обращаем Ваше внимание на то, что этот документ не соответствует «Методическим рекомендациям по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», которые являются не обязательным документом, а рекомендациями, но на которые государственные органы любят ссылаться при анализе антикоррупционных мер, принимаемых организацией. 

Приложение: образец упрощенного документа  Антикоррупционная политика light

 

Источник: https://hrdco.org/manual/antikorruptsionnaya-politika-nko-kak-ispolnit-trebovaniya-zakona/

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как:
Перейти к верхней панели