Социальная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями. Опыт НКО в России и за рубежом

Институту семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями в период трансформации общества отводится особое место в системе социальных институтов. В ситуации интенсивных экономических, политических и социокультурных преобразований именно семья, воспитывающая ребенка-инвалида, оказалась в наиболее неблагоприятной материальной и социально-психологической ситуации.

За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 — 1,5 млн. 

В последние годы были предприняты значительные усилия по совершенствованию законодательных норм, регулирующих положение детей-инвалидов, что позволило добиться определенных позитивных результатов. Вместе с тем, социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, пока еще остается недостаточной. Немаловажное значение имеет тот факт, что в системе социальной поддержки данной категории не учитываются показатели дифференциации семей по социально-демографическим характеристикам, нет разделения детей по группам инвалидности. В результате значительная доля семей, имеющих детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, остается менее защищенной.

Процессы, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на формирование социальной политики. Изменяются ее социальные функции и содержание. Идет поиск современных эффективных средств социальной защиты населения.

Общественные организации совместно с государством берут на себя функции по осуществлению социальной политики. В связи с этим актуально определение их места и роли в становлении и развитии социальной работы в современной России.

На современном этапе речь идет об общественных организациях нового типа, которые существуют в новых общественно-политических условиях гражданской свободы, демократического государства, они имеют новые возможности функционирования, расширилась сфера их деятельности. Они составляют важнейшую структуру общей системы социальной помощи, поддержки и защиты населения. От других социальных институтов их отличает, во-первых, проникновение в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими структурами социальной помощи, во-вторых, максимально активный характер деятельности и поведения их членов. Постепенно общественные организации становятся дополнительной силой в оказании медико-социальной помощи, поддержки и защиты социально нуждающегося населения, в том числе семей, воспитывающих детей — инвалидов. Они отличаются друг от друга социальными ориентациями и установками участвующих в них лиц, направленностью и содержанием их деятельности, характером решаемых проблем, длительностью функционирования, связями с государственными и общественными структурами и другими индикаторами.

К сожалению, довольно часто некоторые властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями инвалидов. Государство пока еще не признало последнее равноправным, независимым социальным партнером. Важная причина недостаточно эффективного выполнения организациями инвалидов их социальных функций — откровенная слабость финансово-экономического положения этих организаций. Они не могут эффективно функционировать и вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание.

Практика финансовой поддержки государством организаций инвалидов в той или иной форме широко распространена в зарубежных странах. Некоторые из национальных организаций инвалидов все свои денежные средства получают в форме дотаций от государства. Организации инвалидов в России в этом смысле находятся в значительно более сложном положении. Вместе с тем принцип государственной, в том числе экономической, поддержки организаций инвалидов декларирован в «Стандартных правилах» ООН. Однако она должна осуществляться в формах, которые бы не создавали угрозы для независимого, автономного статуса организаций людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, социальное партнерство выступает ресурсом независимой жизни и важным условием эффективности социальной работы. Участниками партнерских отношений могут быть предприниматели, бизнесмены, которые способны оказывать содействие в трудоустройстве, реабилитации и лечении инвалидов, используя для этого различные способы: шефство над семьями и одинокими инвалидами, помощь домам инвалидов и престарелых, больницам, клиникам.

Еще не на всех уровнях власти и не во всех регионах государство признает общественные организации в качестве равноправного, независимого социального партнера. Отсутствует комплексная нормативно-правовая база взаимодействия органов власти и общественных объединений инвалидов. Нередко из-за отсутствия финансово-экономической поддержки со стороны государственных органов многие общественные объединения не могут эффективно выполнять свои функции, и вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание. Практика финансовой поддержки организаций инвалидов государством в той или иной форме широко распространена в зарубежных странах. Организации инвалидов в России в этом смысле находятся в значительно более сложном положении и вынуждены обращаться за помощью к зарубежным благотворительным организациям, прибегать к коммерческой деятельности.

Общественные организации несут в себе возможность самовыражения, самореализации и социальной активности инвалидов. Это позволяет находить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем. Деятельность общественных организаций направлена на решение важнейших вопросов социальной защиты не только членов своего общества, но и всех инвалидов Российской Федерации.

Общественные организации активно добиваются признания со стороны государственной власти, пытаются доказать, что они способны участвовать в реализации совместных с государством программ по социальной защите и реабилитации инвалидов. Общественные организации лучше знают социальные проблемы и потребности инвалидов, поэтому могут и должны выступать в роли экспертов при разработке и принятии нормативно-правовых решений по проблемам инвалидов органами государственной власти или в качестве потребителей государственных программ, затрагивающих права и интересы инвалидов.