Шок от пережитого страной после советского политического и экономического кризиса уже проходит и несмотря народившуюся угрозу нового мирового кризиса, по-прежнему оставляют актуальными для нашей страны нравственные приоритеты. Государство и общество наконец-то вспоминает о главном – о развитии гражданского общества, как залога сильного государства.
На сегодняшний день проблемы гражданского общества в его социальных сферах очень значительны, многие граждане, общественные организации Российской федерации раздроблены по разным структурам и правовым формам, нуждаются в самой элементарной поддержке.
Руководители общественных организаций по-прежнему скитаются по предприятиям и организациям в поисках средств, для выживания своей социальной деятельности. Эстетическое воспитание держатся на энергии энтузиастов – руководителей общественных организаций, простых граждан. С каждым годом увеличивается материально – финансовая нагрузка на бюджет общественных организаций и семейный бюджет граждан. Но даже это не смогло уберечь от разрушения и износа материальной базы, удержать лучшие практики, обеспечить подготовку достойной смены, поддерживать высокий уровень социальной ответственности. Не хватает рабочих мест, стабильной заработной платы, отсутствует развитие кадровой политики, социальной политики, карьерного роста, молодым специалистам закрыта дорога в программе доступного жилья, нет денег на реализацию социальных программ и проектов и многое другое.
После распада Союза, деструктивные процессы разложения советской эпохи перекинулись на молодую, неокрепшую Россию. До конца 90-х годов страну лихорадило от забастовок всех сфер деятельности учителей, врачей, пенсионеров, военных, работников бюджетной среды. Но что происходило в области развития гражданского общества? Развал также способствовал распаду ценностей советской системы поддержки и развития простых граждан. Начиная, с 90-х годов главной причиной того, что российское законодательство слабо способствовало развитию гражданского общества в стране, что привело сегодня к утрате возможности контроля государством над большей частью общественных структур и организаций. Таким образом, за последние годы преобладают в нашей стране две формы концепции общественного развития. Одна из них советская, которая частично перешла под контроль и финансирование государством, другая концепция либеральная, где государственная и муниципальная власть сыграла роль безответственности в предоставлении соответствующих гарантий социальной политики, а выбор гражданского общества в этом случае самоопределился в деятельности общественных объединений в негосударственной политике.
Самая масштабная и распространенная общественная деятельность к концу 90-х сформировалась на основе либеральной концепции, в правовой форме общественных организаций, это районные объединения, городские, региональные и российские общественные по разным социальным сферам. Зачастую такая правовая форма была определена на основании устаревшего закона НКО или вынужденно, из отсутствия государственной и муниципальной поддержки и гарантий. За последние годы проблемные вопросы представителей таких социальных представительств, только наращивали подавляющим большинством, социальную неудовлетворительность, подтверждающую в повседневно-жизненных проблемах общественной деятельности.
Причина всего этого, что материально-финансовые и социальные проблемы гражданского общества были, есть и остаются скрытыми от прямого контроля и решения со стороны исполнительных властей, по причине того, что деятельность общественных организаций находится под управлением разных ведомств, не способствующих в этой сфере деятельности и перспектив глобального развития. За последние годы ощутимо возросла конфронтация между структурами исполнительной власти и общественными организациями, что еще больше обостряет ситуацию в гражданском обществе, вырабатывая с обеих сторон определенный тоталитаризм и монополизм, что явно противоречит демократическому принципу развития современного общества.
Сегодня между двумя концепциями появился социальный запрос от государства разработать программу стратегии развития гражданского общества, от которого хотелось бы ждать надежду, но для большинства не предвещают уверенности в завтрашнем дне в отсутствии социальных гарантий. По причине допущенных элементарных организационных ошибок, в первую очередь утрачена преемственность и участие самого гражданского общества в этой программе на региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие непосредственного прямого участия гражданского общества в решениях важных и острых социальных проблем, делает эту программу без комплексной и популистской.
Только при организованном участии всех уровней гражданского общества, возможно, реализоваться государственной программе развития гражданского общества как единой и равной для всех. Все это сегодня определяет, как важную составляющую в приоритетных задачах нашего общества, необходима четкая и ясная государственная, муниципальная и общественная политика в области развития гражданского общества и включенная в план стратегии развития России до 2020 года в области всех приоритетных социальных сфер деятельности.
Ситуация в которой сегодня находится гражданское общество, определяет что в большей части не является единым и государственным. Если мы хотим, что бы наше общество было устроено демократически, чтобы оно обладало суверенитетом, и было действующим лицом, как во внутренней, так и во внешней политике, для принятия законов, государству необходимо знать о самых глобальных проблемах общества. Поддерживать инициативы гражданского общества и выводить их на новый качественный уровень развития. В сложившейся ситуации, сегодня назрела необходимость поставить проблемы и социальную значимость гражданского общества в ряд с другими приоритетными задачами страны, что явно требует новых подходов и механизмов современного развития.
Здесь один из основных направлений видится в развитии и укреплении общественных структур гражданского общества и формирования самим обществом институтов развития гражданского общества. Успех государственной и общественной политики в области развития гражданского общества, может быть только в объединении представителей гражданского общества прямо или опосредовано связанного в разных социальных сферах деятельности, в структурированную и правильным образом организованную профессиональную команду активных граждан в области приоритетных социальных направлений. Что станет прямым следствием, государственной и общественной активности, для достижения своей цели сделать государственную структуру и систему управления дееспособной и эффективной в ее исполнении в сфере социальной политики.
И напротив – незаконные действия в счет гражданского общества, должны рассматриваться обществом как тяжкий порок, заслуживающий общественного порицания и адекватной правовой оценки. Вместе с тем государство отчетливо осознает, что при всех успехах минувших лет есть серьезнейшие проблемы, в том числе и в области прав граждан на достойную жизнь и развитие, без решения которых невозможно рассчитывать власти страны и регионов на достойное место в доверии гражданского общества.
Стратегия развития гражданского общества до 2020 года и выведение гражданского общества на новый качественный уровень развития, видится в проекте объединения всех общественных организаций в единую региональную общественную структуры по формированию «Института развития гражданского общества» и его структурные подразделения общественные Департаменты в разных социальных сферах деятельности. И дальнейшего формирования «Кадрового резерва» для общественной, политической, государственной и исполнительной власти в приоритетных для региона социальных направлениях. В рамках стратегии развития гражданского общества одной из первых и главных задач должно стать самосознание и самоорганизация, структурное и системное строительство вертикали управления, формирование профессионального гражданского кадрового резерва и представительства его во всех общественных советах органах власти, провидение мониторинга социальной ситуации гражданского общества. Выделить наиболее острые проблемы и нужды федеральных, региональных и местных видов общественной деятельности, исследование таких проблем, определение их приоритетности, а также оценка предлагаемых способов решения должно осуществляться через программы проекта формирования гражданских институтов, на основе собственной независимой экспертизы и через законодательную и исполнительную власть в этой области.
Институт развития гражданского общества в области приоритетных направлений — это объединение гражданских усилий, их централизация, построение системы действий, выработка эффективной стратегии, участие в подготовке законопроектов. Это общественный контроль и соблюдением законов, прав и свобод представителей гражданского общества, выработка общей стратегии системы управления социальными структурами исполнительной власти. Поддержка инноваций, создание условий для деятельности и развития общественных организаций развития меценатства и благотворительности в организованных фондах и Советах поддержки и развития гражданского общества.
Не вести деструктивную деятельность и критику попусту, а наоборот объединить усилия гражданского общества — это современный демократичный подход, позволит активизировать и расширить практику современного образа развития гражданского общества, что обеспечит дальнейшее поступательное развитие гражданского общества в области социальных сфер деятельности в рамках государственности, что будет способствовать надежности демократического развития страны и регионов.
Только консолидированная и структурированная профессиональная команда гражданского общества будет способна завоевать достойного внимания, уважения и предрешить, в каком будущем оно будет жить, и работать на благо себе, стране и обществу.
Сейчас есть все основания сказать что, эта проблема есть и остается в большей части скрытой естественным путем, учитывая сегодняшнее положение в области развития гражданского общества, где именно эта часть общества недостаточно урегулирована и отражена в законах.
Сегодня предлагается всей общественной, политической и государственной власти, а также большому, среднему и малому бизнесу поддержать данную инициативу. Принять активное участие в реализации проекта и занять лидирующие позиции, в интересах национальных и региональных социальных приоритетов, которые должны соответствовать поставленным задачам страны, социальным и общественным программ в этой области. Еще не поздно выправить ситуацию, и тогда будущее гражданского общества будет залогом сильного государства.