Вот уже два года, как в состав Альянса социально-ориентированных НКО Тюменской области входит и активно участвует во многих благотворительных проектах Тюменское региональное отделение Всероссийского общества автомобилистов, председателем которого является Андрей Владимирович Гаврин. С ним сегодня мы и ведём беседу.
— Здравствуйте, Андрей Владимирович! В настоящее время Вы возглавляете Тюменскую областную организацию общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов». Расскажите, пожалуйста, чем занимается Ваша организация и как Вы стали заниматься деятельностью, связанной с автомобилем и безопасностью дорожного движения?
— Здравствуйте. В этом году Всероссийскому обществу автомобилистов исполняется 45 лет — мы с Вами с 1973 года! Главное предназначение, миссия нашей организации — помогать, оказывать содействие её членам — автомобилистам, участникам дорожного движения во всём, что связано с автомобилем, заниматься пропагандой безопасности на дорогах, соблюдения ПДД, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. А мой путь в ВОА был долгим и начался ещё в прошлом веке, когда в 1999 году я пришёл работать в ДОСААФ. Я увлекался радиоспортом, и в том году мне предложили возглавить коллективную радиостанцию в Российском оборонно-спортивном техническом обществе (так раньше называлась организация ДОСААФ). Я стал работать преподавателем радиодела. Вскоре от руководства РОСТО поступила задача — готовить специалистов для вооруженных сил по военно-учётной специальности “Радиотелеграфист, радист, оператор радиосвязи и радиоперехват”, и мы с этой задачей успешно справились. С 2005 года стал совмещать работу преподавателя с должностью завуча по учебно-воспитательной работе в Тюменской объединённо-технической школе РОСТО (ДОСААФ), а в 2006 году возглавил эту школу. Наверное, это и стало отправной точкой в моей жизни, когда судьба меня свела с автомобилем, определив в дальнейшем мой профессиональный путь. Школа занималась подготовкой радистов и водителей для вооружённых сил, а также для гражданского населения мы оказывали услуги по подготовке водителей на категории А, В, С, Д, Е.
Сейчас я это вспоминаю с улыбкой, но тогда я абсолютно не знал технику, и это очень мешало мне в моей работе. Конечно же, у меня, как и у многих пацанов, был мотоцикл в детстве. Мы его постоянно чинили, могли разобрать и собрать с закрытыми глазами, но глубоких знаний в технике приобрести не удалось. Мне повезло с руководителем РОСТО и моим наставником — Майорских Владимиром Владиславовичем. Он — профессиональный военный, закончил высшее военное автомобильное училище. В беседах он говорил: «Вот и будет у тебя возможность в процессе во всём разобраться!» Эти добрые наставления и известная армейская политика «кнута и пряника» сделали своё дело! В тот период мы готовили для вооруженных сил военных водителей на автомобилях “Камаз”, “Урал”, “ЗИЛ”, и у меня было достаточно времени и возможностей вместе с курсантами на практике освоить матчасть, а также получить огромный опыт в организации учебного процесса.
В 2011 году мне поступило предложение пойти работать во Всероссийское общество автомобилистов. Я его принял, возглавил детско-юношескую автомобильную школу, также работал завучем в головной автомобильной школе ВОА. В прошлом году на конференции был избран Председателем Тюменского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов. Постепенно разбираюсь в делах, осваиваюсь на посту руководителя. Подбирается отличная команда, мы начали проводить серьёзную работу по вовлечению новых членов в нашу организацию, планируем расширить сферу оказываемых услуг.
— Расскажите, как вы начали заниматься благотворительной деятельностью и сотрудничать с Альянсом СО НКО Тюменской области?
— Всероссийское общество автомобилистов – это общественная организация. Она находится на территории Тюменской области, имеет отделения в ХМАО и ЯНАО, а значит должна выполнять задачи нашего региона! Должна быть полезной не только в сфере подготовки квалифицированных специалистов, но и быть общественно значимой, выполнять социальные задачи. В ходе работы я познакомился с руководителем Альянса СО НКО Тюменской области Михаилом Михайловичем Мельцером, понял, что у наших организаций есть много общих целей и задач, и что будет правильным нам по пути двигаться вместе. Тем более девиз Альянса: “Один за всех, и все за одного” – нам по душе, и мы стараемся ему соответствовать! Детско-юношеская автомобильная школа стала членом Альянса, мы активно принимаем участие во всех мероприятиях, которые он проводит, например: постоянные участники “Фестиваля Соседей”, были спонсорами чемпионатов по финансовой игре “Денежный поток”. То есть тесно сотрудничаем с Альянсом и планируем принимать участие в других совместных проектах.
— Не так давно, многие организации, входящие в Альянс успешно принимали участие в конкурсе Фонда Президентских грантов, и в данный момент победители уже начинают реализовывать свои проекты. Не планирует ли ВОА заявить в ближайшем будущем какой-нибудь социально-ориентированный проект, способный побороться за победу в гранте?
— Да, Детско-юношеская автошкола в 2016 году на конкурсе социальных проектов заняла третье место с программой “Осторожно, дорога!”. Данная программа охватывала обучение правилам дорожного движения школьников с 1 по 11 класс. Завершающим этапом было получение прав категории A или B, т.е. мотоцикл или легковой автомобиль. Из числа принимавших участие в программе, мы планировали отбирать детей, которые по своим профессиональным навыкам могли бы стать спортсменами, поступили в Детско-юношескую автошколу, выступали на соревнованиях по автомобильному многоборью. Мы и планировали подать этот проект на Президентский грант, но на сегодняшний день мы будем реализовывать другую программу. Она называется “Детский мобильный автогородок”. Около двух лет мы с движением “Русские мотоциклисты” (подразделение байкерского клуба “Ночные волки”) в общеобразовательных школах города Тюмени проводим беседы и занятия по безопасности дорожного движения, показываем фильмы, организуем встречи с байкерами, депутатами, известными людьми – проводим работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. К сожалению, не только в учебное время, но и во время школьных каникул дети очень часто попадают в ДТП, так как они предоставлены сами себе: играют во дворе, бегают, катаются на велосипедах, многие, особенно в сельской местности, ездят на мопедах и мотоциклах без прав. Поэтому мы рассказываем учащимся об основных мерах безопасности на дорогах, о необходимости одевать во время езды шлем, налокотники, наколенники, убеждаем школьников учиться вождению и получать водительское удостоверение. Учим их, как не попасть в дорожные ловушки и что делать, если всё же в неё попали. Был закуплен мобильный автогородок, аналогов которому лично я в школах не встречал. Он представляет собой баннерное полотно, которое расстилается на полу, к примеру, актового зала, и изображает макет перекрестка со светофорами, знаками и дорожной разметкой. На нём школьникам можно досконально в ролевых играх показать, как правильно перейти дорогу. Школьники делятся на две-три группы и учатся правильно переходить перекресток, слушая рассказ нашего педагога о дорожных знаках, о том, как вести себя на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, как быть заметным на дороге в ночное время и другую жизненно важную информацию.
Из своего опыта могу сказать, что сейчас многие дети абсолютно не знают, как переходить дорогу. Возможно, часть вины в этом лежит на родителях и на учителях ОБЖ, которые не уделяют должного внимания правилам дорожного движения. То, что зебра на асфальте и зелёный сигнал светофора, ещё не значит, что никакой опасности нет. Например: любимая игрушка современных детей — мобильный телефон, — всё чаще становится дополнительным фактором, увеличивающим опасность ДТП при переходе дороги. Мы часто видим, что дети не выпускают его из рук во время ходьбы. Как правило, большинство дорожных происшествий с детьми с получением травм происходит на дороге к дому. Поэтому с первоклассниками мы рисуем “Безопасный путь в школу”, разбирая маршрут, по которому они чаще всего передвигаются, рассказываем о подстерегающих опасностях во время пути, тяжелых последствиях собственной невнимательности. Кроме того, по завершению занятий дети смотрят учебный фильм, который помогает закрепить полученные во время практики знания, способные помочь избежать попадания в неприятные ситуации в будущем.
Идёт «Десятилетие детства», и ещё наступивший год Президент России Владимир Владимирович Путин объявил «Годом волонтёрского движения». Мы планируем привлекать к работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма старшеклассников, студентов и всех не безразличных к этой проблеме людей.
— С какими учебными заведениями сотрудничает ВОА в рамках реализации своих проектов?
— Со многими общеобразовательными школами у нас заключены договоры о совместной деятельности. Так, программа “Детский мобильный автогородок” была опробована на базе Гимназии № 5, директор которой Колова Ирина Степановна выразила большую заинтересованность в проекте и планирует сотрудничать в дальнейшем. Также у нас заключен договор о совместной деятельности с Гимназией № 12. В прошлом году мы совместно с “Русскими мотоциклистами” провели “Безопасное колесо” на велосипедах с подростками. Мероприятие прошло «на ура!» Наша организация уже в течение 2 лет занимается реализацией социальных проектов, потому что одна из уставных задач Всероссийского общества автомобилистов и именно Детско-юношеской автошколы – проведение занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и популяризация автомобильного спорта.
— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о планах на будущее и основных направлениях развития ВОА.
— В дальнейшем мы планируем расширить сферу деятельности ВОА, более тесно взаимодействовать с Альянсом СО НКО, как в рамках реализации своих проектов, так и помогать другим членам Альянса в их инициативах. Наша база позволяет нам это сделать, например, у нас есть два автодрома: первый находится непосредственно рядом со зданием ВОА, второй – на 11-ом километре Ялуторовского тракта. Там мы планируем проводить мероприятия по автомобильному спорту, конкурсы профессионального мастерства. Также сейчас на базе нашей организации создан учебный центр, мы теперь будем готовить специалистов по безопасности дорожного движения, ответственных за БДД на производстве, консультантов, контролеров. рассматриваем возможности сотрудничества с Центром занятости и расширять сферу подготовки по другим специальностям. Я являюсь членом рабочей группы по безопасности дорожного движения партийного проекта “Единой России» — «Безопасные дороги”. Те мероприятия, которые будут проводиться в рамках этого проекта, ВОА будет тоже активно поддерживать. Ну и, конечно же, ни в коем случае не будем забывать про работу с детьми, ведь это наш «конёк». В своё время планировали даже купить картинг, но потом отказались от этой идеи, ввиду того, что наша площадка не адаптирована под этот вид транспорта. Тем не менее, чтобы подготовить хорошего автогонщика, лучше, чтобы ребёнок начинал с картинга. В планах — открытие классов ДЮАШ в муниципальных образованиях Тюменской области. Там мы будем обучать молодых людей и взрослое население знаниям при работе на тракторах, комбайнах и другой сельскохозяйственной технике. Сейчас это очень актуально — профориентация молодёжи. Уверен, что обучение в ДЮАШ поможет многим молодым людям в выборе будущей профессии. Чтобы решить эту задачу, нам необходимо приложить много усилий. Мы в начале пути.
— Вы говорили о соревнованиях по автомобильному многоборью и автоспорте. Они проводятся только на региональном уровне?
— Нет, не только. Их организует Всероссийское общество автомобилистов совместно с ГИБДД. Они имеют статус всероссийских соревнований, проходят в городе Анапа на базе ВОА на автомобилях различного класса, в том числе, на классических автомобилях и на авто с передним приводом. Автомобильное многоборье включает в себя скоростное маневрирование, знание ПДД (ребята решают на скорость билеты) и медицинскую подготовку. Так как там ездят дети: мальчишки и девчонки 12-15 лет, — я так не умею, как они. Их готовят по специальной программе профессиональные инструкторы, действующие и бывшие автоспортсмены. Кстати, на сайте Детско-юношеской автомобильной школы (www.дюаш72.рф) можно посмотреть, как один из наших учеников четырнадцати лет выполняет различные упражнения на скорость на автомобиле. Школа существует с 2006 года. И наши ученики даже занимали первые места, становились чемпионами на всероссийских соревнованиях. Потом был некоторый перерыв в автошколе ДЮАШ по подготовке детской команды, но в прошлом году работу возобновили, и в сентябре уже участвовали в общероссийском чемпионате. Привезли команду мальчишек 12 лет, которые занимались автоспортом всего 3 месяца. Но сейчас они уже знают, что это такое, так сказать, “понюхали пороха”, успешно учатся у нас и готовы снова поехать на соревнования в сентябре 2018-ого!
— Поговорим немного о ваших увлечениях. Вы ведь успешно занимаетесь радиолюбительским спортом?
— Занимаюсь радиоспортом, можно сказать, с юных лет. Начинал в клубе на станции юных техников, потом – ДЮСТШ “Патриот” на улице Одесской. Выступал за сборную команду Тюменской области на соревнованиях по радиоспорту по скоростной телеграфии и по многоборью радистов. В 2001 году выполнил норматив Мастера спорта. Также в составе сборной команды России, и это пожалуй самое моё большое достижение в радиоспорте, занял третье место на международном турнире в 2000 году в городе Могилеве. Что касается радиосвязи на коротких волнах, то я и сейчас занимаюсь, участвую в соревнованиях. Там достижений очень много: есть и золотые медали, и кубки, но рассказывать об этом как-то не скромно. Также мы с братом организовали коллективную радиостанцию в детском морском центре “Алый парус” в посёлке Мыс города Тюмени. При поддержке Администрации и радиолюбительской общественности оснастили и оборудовали её. Сейчас там занимаются дети, в том числе и моя дочь. Ей 10 лет, а она уже имеет третий взрослый разряд и участвует в международных соревнованиях по радиоспорту. Семья занимается у нас вся. Папа у нас радиолюбитель, старший брат – радиолюбитель, я – радиолюбитель, вот получилось, что и дочь тоже. Семейная династия, можно сказать.
— Ещё вы увлекаетесь музыкой и играете неплохо на гитаре?
— Играю. Играл с детства. Мне всегда хотелось играть на гитаре. Мой отец работал в музыкальной школе по классу баяна, и он мне предложил научиться играть на нем. Прозанимался в домашних условиях с отцом игрой на баяне около 2 лет, но меня тянуло к гитаре. Даже когда-то в детстве брал клюшку и перед зеркалом изображал, что я играю на гитаре. Где-то в возрасте 14-15 лет, как помню: за 10 рублей 70 копеек, купил в ЦУМе себе гитару и потом ходил по дворам – записывал аккорды. Потом стал заниматься профессионально. Сейчас купил электрогитару и уже несколько лет пытаюсь осваивать сольные партии, даже приходилось брать уроки в музыкальной школе, ведь в игре на электрогитаре применяются другие приёмы, нежели на акустической. В свободное от работы время дома могу около часа не выпускать гитару из рук, пока что-нибудь не получится.
— По-моему, отлично, что такие разносторонне одаренные люди занимаются социально-полезной деятельностью, являются профессионалами своего дела, наставниками и примером для молодёжи. Ведь их желание развиваться будет способствовать активному развитию всей общественной сферы, к которой они прикладывают свои усилия и устремления. Успехов Вам в работе, новых достижений в спорте и Ваших увлечениях, Андрей Владимирович!
Интервью подготовил пресс-секретарь Альянса СО НКО Алексей Абрамов