С каждым годом в Тюменской области, как и по всей стране всё острее встают проблемы связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Рост, зачастую ничем не оправданный, тарифов, некорректное начисление платы за коммунальные услуги и содержание жилья, высокая изношенность и низкая энергоэффективность жилищного фонда и коммунальных сетей – со всеми этими проблемами многим жителям региона приходится сталкиваться регулярно.
При этом нередко, в случаях недобросовестных действий управляющей компаний, жильцам приходится решать свои проблемы в одиночку. Но, к сожалению, в настоящее время квалификация граждан в вопросах жилищно-коммунальных услуг крайне низка. Подавляющая часть потребителей ЖКУ абсолютно некомпетентна в жилищной сфере.
Результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в мае 2017 г. совместно с Национальной Юридической Службой АМУЛЕКС показывают, что треть россиян за последние полгода сталкивались с нарушением своих прав в повседневной жизни — при приобретении товаров, получении государственных и коммерческих услуг и т.д. При этом большинство потерпевших россиян (74%) ничего не делают для защиты своих прав. Наиболее часто права граждан нарушались в сфере розничной торговли, например, отказ в возврате некачественного товара (33% потерпевших) и в сферах ЖКХ и медицинских услуг (по 32%), когда услуга оказана некачественно или ее стоимость неоправданно завышена. Половина россиян оценивает свою правовую грамотность как среднюю (52%), а треть (30%) считают ее низкой. За последние несколько лет в сфере жилищного законодательства приняты сотни правовых актов только федерального уровня, а региональных и муниципальных вообще не сосчитать. Далеко не каждый специалист знает даже реквизиты всех этих документов, не говоря уж об их содержании. Разумеется, подавляющая часть потребителей ЖКУ не знают жилищное законодательство и подавно.
При этом, осознавая всю социальную значимость решения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, государство пытается активно стимулировать прямое участие населения в общественном контроле в сфере ЖКХ. Для этого Постановлением Правительства Российской Федерации №1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» был введен институт общественных жилищных инспекторов, которые имееют право осуществлять проверку деятельности органов ЖКХ и коммунальных предприятий, а также защиту прав и интересов собственников объектов жилой недвижимости и пользователей жильем по договору социального найма.
На создание этого социально значимого института и направлена новая инициатива «Центра общественного контроля в сфере ЖКХ», которая начнёт реализовываться в 2018 году − “Школа ЖКХ: юридическое просвещение населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и развитие института общественных жилищных инспекторов в Тюменской области”. Проект «Школа ЖКХ» — это система просветительских мероприятий, направленная на формирование в Тюменской области постоянно действующей структуры общественных жилищных инспекторов, осуществляющих на постоянной основе консультирование населения по вопросам ЖКХ и мероприятия общественного контроля в этой сфере. В рамках проекта предполагается максимально широкое информирование населения об основах защиты прав граждан в сфере ЖКХ, привлечение заинтересованных участников к более углубленному изучению деятельности в сфере общественного контроля, и в конечном итоге на базе лиц, прошедших необходимое обучение — создание системы деятельности общественных жилищных инспекторов, которая включает в себя работу постоянной «горячей линии», систему индивидуальных консультаций граждан, в том числе в районах и малых городах Тюменской области, а также организацию и проведение мероприятий общественного контроля. Главным смыслом проекта является создание системы заинтересованных граждан — активистов общественного контроля в сфере ЖКХ, которые по месту своего проживания могли бы эффективно осуществлять работу по обращениям заявителей и по мероприятиям общественного контроля и обеспечит в будущем устойчивый мониторинг ситуации в коммунальной сфере, содействуя исполнению ФЗ «Об общественном контроле». Итогом проекта станет реализация системы просветительских курсов, организация углубленного обучения граждан, пожелавших стать общественными экспертами, а также формирование на базе граждан, прошедших обучение «горячей линии» по вопросам ЖКХ и консультационных пунктов по работе с гражданами в районах проживания общественных инспекторов.