Нарушение слуха

  • Нарушение слуха.

    Итак, слух нам нужен, что бы:

    — слышать звуки и ориентироваться в окружающей среде;

    — слышать речь других людей, понимать ее и говорить.

    Теперь поговорим о нарушении слуха…

    Нарушение слуха: какие виды бывают, причины и лечение

    По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуха.

    По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения.

    В России более 13 млн. людей с нарушением слуха. Из них более 1,0 млн. дети в возрасте до 18 лет.

    Люди с ограничениями по слуху плохо воспринимают речь и другие звуки, они слышат их как тихие, неразборчивые.

    Потеря слуха возникает либо в результате повреждения частей наружного и среднего уха, либо при повреждении частей внутреннего уха, поэтому различают:

    • Кондуктивную тугоухость
    • Сенсоневральную тугоухость
    • Слуховую нейропатию
    • Центральное расстройство слуха.

    В детской сурдологии наиболее часто встречается кондуктивная и сенсоневральная тугоухость.

    Кондуктивная тугоухость

    При кондуктивной тугоухости изменения не затрагивают структуры внутреннего уха и слуховой нерв, а затрагивают область барабанной перепонки и среднего уха. Например, ухудшение подвижности в системе слуховых косточек или обширная травма барабанной перепонки. Такое нарушение слуха у детейвозникает вследствие: атрезии (полное или частичное недоразвитие) наружного слухового прохода, серных пробок, аномалии развития и повреждения барабанной перепонки и косточек среднего уха, отитов и др.

    Кондуктивная тугоухость приводит к снижению слуха 1-2 степени.

    Слуховой аппарат поможет преодолеть поврежденный участок — усилив давление звука. Бывает когда повреждения настолько серьезны, что полностью препятствуют проведению колебаний, и даже самый мощный слуховой аппарат не сможет помочь — в этом случае доктор выбирает между операцией по восстановлению среднего уха, операцией по вживлению кохлеарного или вибрационного импланта.

    Сенсоневральная тугоухость

    При сенсоневральной тугоухости повреждаются волосковые клетки в улитке или слуховой нерв, что встречается реже. При этом виде нарушения слуха у маленьких детей, звуковые колебания не могут преобразоваться в электрические сигналы, что приводит к невозможности распознавания звуков головным мозгом. При малой, средней или даже умеренно тяжелой потере слуха звук будет восприниматься за счет сохранившихся волосковых клеток.

    Наиболее частые причины сенсоневральной тугоухости у детей — наследственное нарушение слуха, гипоксия, высокий уровень билирубина, вирусные инфекции матери во время беременности, менингоэнцефалит, прием ототоксических препаратов и др. Снижение слуха — от 1 степени до глухоты.

    При этом слуховой аппарат будет значительно улучшать частично оставшуюся слуховую функцию — за счет более интенсивного раздражения волосковых клеток.

    Когда же значительная часть, или все волосковые клетки погибли — слуховые аппараты часто неэффективны. Тогда применяют кохлеарный имплант, который принимая звуки, преобразует их в электрический сигнал, и передает их непосредственно на нерв, минуя структуры пораженной улитки.

    Слуховая нейропатия

    Это нарушение выделено в последние годы благодаря появлению объективных методов исследования слуха. В отличие от сенсоневральной тугоухости оно характеризуется сохранностью наружных волосковых клеток. Основная причина — нарушение синхронизации возбуждения в волокнах слухового нерва. При этом также могут быть повреждены внутренние волосковые клетки. Для этих пациентов характерны трудности восприятия речи, хотя снижение слуха, как правило, незначительное.

    Кондуктивная и сенсоневральная тугоухость, слуховая нейропатия относятся к периферическим нарушениям слуха.

    Центральное нарушение слуха

    Эти расстройства обусловлены повреждением подкорковых, начиная с кохлеарных ядер, и корковых центров слуховой системы. При этом нарушаются процессы анализа акустических, в том числе и речевых сигналов — обнаружение, различение, узнавание, распознавание, запоминание звуковых сигналов.

    Дети с центральными расстройствами слуха ведут себя как слабослышащие, хотя имеют нормальные или незначительно повышенные пороги слуха. Эти нарушения особенно характерны для детей с патологией нервной системы, вызванной гипоксией и гипербилирубинемией.

    Нарушения слуха могут быть односторонними (повреждено одно ухо — левое или правое) и двусторонними (повреждены оба уха).

    Нарушения могут быть наследственными (в т.ч. обусловленные генетическими мутациями), врожденными, приобретенными. У 50% новорожденных тугоухость имеет наследственное происхождение. При этом у трети этих детей расстройства слуха сочетаются с другими нарушениями, т.е. входят в состав синдрома. Расстройства слуха могут сочетаться с заболеваниями глаз, костно-мышечной, покровной, нервной, эндокринной систем, заболеваниями почек. Наследственная тугоухость чаще обусловлена необратимыми изменениями структур улитки, но существуют нарушения, связанные с аномалиями наружного и среднего уха. Наследственные нарушения слуха могут проявляться сразу после рождения ребенка или развиваться постепенно.

    В настоящее время идентифицировано более 50 генов, мутации в которых вызывают различные расстройства слуха. Большая часть этих расстройств является врожденной или развивается у ребенка в раннем возрасте до овладения речью.

    В зависимости от степени снижения слуха выделяют: I, II, III, IV степень и глухоту (табл.1).

    Таблица 1. Слуховое восприятие при разной степени потери слуха.

    Степень потери слуха Средние пороги слуха Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи
    I 26-40 дБ 6-3 м 2 м — у уха
    II 41-55 дБ 3 м — у уха нет — у уха
    III 56-70 дБ громкая речь у уха нет
    IV 71-90 дБ крик у уха нет
    Глухота >91 дБ нет нет

    Глухота

    В зависимости от того, когда человек потерял слух, выделяют:

    долингвальную глухоту. Это глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни. Дети с таким нарушением слуха могут научится речи только с большим трудом и чаще используют язык жестов для общения;

    • перилингвальную глухоту. К ней относятся потери слуха в период овладевания речью до ее полного овладевания (от 1 года до 5 лет);
    • постлингвальную глухоту. К ней относятся потери слуха, возникшие после овладевания речью (позднооглохшие пациенты).

взято с сайта http://usharik.ru/