Правительство РФ намерено повысить уровень оказания социальной помощи
Внедрение в России профессиональных стандартов работников социальной сферы проходит болезненно, признали члены Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Проблемы вызваны недостатком квалифицированных кадров в соцсфере. Региональные власти отправляют соцсотрудников на переобучение, тех, кто не готов к этому, увольняют.
Во вторник члены Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере изучили практику внедрения профессиональных стандартов социальных работников. «Мы не раз наталкивались на проблему непрофессионализма кадров в соцсфере»,— пояснила зампред правительства РФ Ольга Голодец. Соцработниками зачастую становятся люди, которые не могут найти себе работу по специальности. В итоге страдает качество оказываемой гражданам соцпомощи.
В правительстве уверены, что повысить уровень помощи незащищенным слоям населения поможет внедрение профстандартов соцработников. Рабочая группа с участием специалистов Минтруда, Минобрнауки и Минздрава начала работу в 2013 году, а в 2015 году были созданы девять стандартов: «Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Руководитель организации социального обслуживания», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по медико-социальной экспертизе» и «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы». Каждый стандарт содержит описание трудовых функций, требования к образованию, квалификации и опыту специалиста. «Порядка 9,5 млн человек занято в государственной социальной сфере, а профстандарт коснется порядка 145 тыс. человек — это социальные работники»,— отметила замминистра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова.
В 2016 году апробация стандартов прошла в 83 регионах. Процесс, как сообщила Ольга Голодец, сопровождался проблемами.«Не все люди были готовы к переподготовке, особенно в сельской местности»,— подтвердил первый зампред правительства Воронежской области Владимир Попов. «Некоторые считали, что сначала надо оценить квалификацию сотрудников, потом провести переобучение, а затем уже вводить стандарты,— рассказал о столичном опыте глава департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян.— Но мы решили сразу это сделать, чтобы люди поняли — это бесповоротно». По его словам, квалификация только 76% соцработников соответствовала профессиональным стандартам. Сотрудникам предлагали переподготовку или повышение квалификации. В крайних случаях следовало увольнение. «Это проходило очень болезненно, но было сделано жестко,— признал господин Петросян.— В итоге за полтора года нам удалось обучить 14 тыс. специалистов».
Специалисты, подготовленные по новым стандартам, смогут эффективнее наладить межведомственное взаимодействие при оказании помощи незащищенным категориям населения. «Допустим, есть потребность у человека в помощи, которую могут оказать разные ведомства,— объяснил ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Рубцов.— Но само взаимодействие ведомств требует координации, и этим должен заниматься один орган, иначе будет путаница». Пока, по его словам, лишь отдельные регионы создали такой координационный орган.
Следующим этапом станет разработка новых или актуализация старых федеральных государственных образовательных стандартов для того, чтобы быстрее готовить специалистов, заявила Ольга Голодец. Она подчеркнула, что процесс перехода на новые рельсы должен проходить без резкого увольнения некомпетентных сотрудников: «Нам нужно, чтобы человек, не имеющий квалификации, мог пойти и доучиться». Окончательно профстандарты для государственного сектора соцсферы заработают к 2020 году.