Медиаграмотность — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.
В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям анализировать медиасообщения с тем, чтобы видеть там пропаганду, цензуру, или однобокость в новостях и общественных программах (и причины таких действий тоже), а также понимать структурные элементы — такие как владелец медиа, их модель финансирования, — влияющие на информацию.
Медиаграмотность имеет целью сделать людей опытными создателями и продюсерами медиа сообщений, облегчить, а также понимать преимущества и ограничения каждого вида медиа, а также создавать независимые медиа.
Задача медиаграмотности — в трансформации медиапотребления в активный и критический процесс, помогая людям лучше осознать потенциальную манипуляцию (особенно в рекламе и PR), а также помочь людям понять роль СМИ и гражданских, совместных медиа в построении взглядов на реальность.
Понятие информационной культуры включает в себя наряду с информологическим аспектом (совокупность умений, знаний и навыков поиска, отбора, анализа информации, направленных на удовлетворение потребностей в информации), аспекты культурологический (понимаемый как способ бытия человека в информационном обществе) и мировоззренческий (определяющий долю активного участия личности в преобразовании мира). Таким образом, в современном обществе информационная культура становится не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности, характеризующим диалогичность восприятия, вариативность, открытость системы знаний. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми методами и технологиями. Здесь следует говорить как о формировании медиаграмотности (о грамотности в области восприятия, понимания, интерпретации текстов СМИ), так и об информационной грамотности (комплексе наиболее общих умений и навыков работы с информацией).
Требование современного общества к информационной открытости некоммерческих организаций заставляет НКО разбираться в премудростях ИКТ и медиаграмотности: некоторые руководители и специалисты НКО регистрируют сайты на бесплатных хостингах, те кому удается победить в грантовых конкурсах или найти спонсоров, могут позволить себе заказать сайты у программистов, многие успешно ведут группы в социальных сетях, постоянно увеличивая число благополучателей и спонсоров организации, однако большинство социально ориентированных организаций Волгоградской области (особенно ТОСы) не только не имеют минимальных компетенций в области медиаграмотности, но даже найти адрес электронной почты в сети Интернет — задача не из легких.
В настоящее время в Волгоградской области действуют два проекта, направленные на медиаобразование НКО Волгоградской области «Медиа-грамотность для НКО» Автономной некоммерческой организации Издательский дом «Ваш юрист» (Сайт: http://медиа-грамотность.рф/) и «Информационный ресурсный центр поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области» (более известный как «Вестник НКО») Волгоградской региональной общественной организации «ПОИСК людей, идей, технологий».
Если проект по медиаграмотности АНО Издательский дом «Ваш юрист» ориентирован на проведение групповых семинарских занятий для руководителей и специалистов СО НКО Волгоградской области, то на сайте «Вестник НКО» можно применить полученные знания: самостоятельно или при помощи технического специалиста — разместить новости, репортажи, интервью, аналитические статьи о деятельности СО НКО региона. Также проводится индивидуальное консультирование (заочно по телефону или в помещении организации) по вопросам создания сайта организации, ведения групп в соцсетях, фандрайзингу и другим вопросам, связанным с ведением деятельности НКО.
Кроме региональных новостей третьего сектора, на сайте размещается информация организациями-партнерами из других регионов. Особенную активность проявляет Тюменская область (Общественная палата Тюменской области и Региональный ресурсный центр для развития и поддержки СО НКО в Тюменской области). На сайте представлена справочная информация, полезная для СО НКО: пошагово описана процедура регистрации НКО, затрагиваются особенности ведения бухгалтерии, юридические и другие аспекты ведения деятельности НКО.
В разделе ПРАВИЛА (верхняя панель) размещены инструкции по размещению статей на сайте и работе с сайтом.
По всем интересующим вопросам обращаться к руководителю проекта, председателю ВРОО «ПОИСК ЛИТ», Алексею Борисовичу Сысоеву. Тел.: 8(8442)98-41-53, 8-906-405-50-69, 8-902-312-82-60.