Общеизвестно, что одним из факторов, способствующих проявлению коррупции, является наличие в законодательстве правовых норм, содержащих коррупционный характер.
Ежедневно большое количество граждан Российской Федерации сталкиваются с несправедливыми решениями должностных лиц или органов местного самоуправления, которые зачастую руководствуются в принятии своих решений коррупционными мотивами, в том числе, используя в качестве инструмента правовые нормы, содержащие коррупциогенные факторы.
В наше время коррупция считается одной из самых серьезных угроз экономической безопасности Российской Федерации наряду с такими вызовами обществу, как международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, поэтому в последнее время в России предпринимаются последовательные шаги по формированию механизма противодействия коррупции. Очищение российского законодательства от коррупционных положений на сегодняшний день стало практической задачей для всех, кто отвечает за его разработку.
Вместе с тем, как показывает практика, органы государственной власти не злонамеренно допускают коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах.
Однако необходимо помнить, что основным потребителем продукта нормотворчества являются граждане – наиболее уязвимый слой общества. В связи с этим, нормативные правовые акты должны быть ясными, простыми и понятными для понимания обычного гражданина, ведь согласно Конституции Российской Федерации – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Для недопущения коррупционной составляющей в нормативно-правовых актах применяется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ и их проектов, на предмет выявления в них норм, способствующих созданию условий для коррупции.
По смыслу части 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза – это правовая проверка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Так одним из субъектов, правомочных проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, согласно статье 3 вышеуказанного Федерального закона № 172-ФЗ является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010г. № 96.
Согласно указанной Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, коррупциогенные факторы делятся на два вида:
— положения нормативных актов или их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
— положения нормативных правовых актов, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям.
В случае выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов в адрес органов государственной власти направляются экспертные заключения с выявленными коррупциогенными факторами.
Нельзя оставить незамеченным институт независимых экспертов, призванный усилить общественный контроль за органами власти, реализовать принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 17 июля 2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закрепляет, что антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами — физическими и юридическими лицами, за счёт их собственных средств.
Вместе с тем, Федеральным законом от 11.10.2018 № 362-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливается, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:
— гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
— гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
— международными и иностранными организациями;
— гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
— НКО, выполняющими функции иностранного агента.
Возможность проведения антикоррупционной экспертизы общественными объединениями и гражданами является неким толчком для дальнейшего развития и совершенствования гражданского общества. Однако осуществление независимой экспертизы есть ни что иное, как объективный способ оценки результатов правотворческой деятельности органов власти на наличие коррупционных рисков.
Таким образом, институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов представляет собой признанный инструмент профилактики коррупции в обществе, направленный на выявление и устранение коррупциогенных факторов в нормах действующего законодательства. Данный вид экспертной оценки законодательства, безусловно, способствует повышению качества нормативных правовых актов в рамках реализации единой национальной антикоррупционной политики нашего государства.
Главный специалист-эксперт Управления
Минюста России по Волгоградской области К.Д. Моздакова