Артем Ткачук — заместитель руководителя тюменского отделения Всероссийского общества автомобилистов, которое является участником Альянса социально ориентированных НКО Тюменской области. На днях он опубликовал на своей страничке в Facebook пост про одну из учениц автошколы. Нам понравилась колонка Артема, поэтому мы решили поделиться ею с вами.
«В автошколе ВОА проходят обучение 10 человек из Всероссийского общества инвалидов. Наверняка читатель ждет, что я начну описывать свое восхищение людьми с ограниченными возможностями: их храбростью, выдержкой, силой воли. Или буду сравнивать маломобильных победителей и «многомобильных» лентяев, восхваляя первых… Нет! Этого делать я больше не буду! И вот почему.
Раньше я никогда близко не общался с инвалидами. А тут познакомился с ученицей — кандидатом в водители (по-научному). Эльвира — участник инклюзивного проекта «Академия рукоделия», член Федерации инвалидных видов спорта (она снайпер), а сейчас осваивает навыки вождения в нашей автошколе.
В 2005 году с Эльвирой произошла трагедия, которая оставила юную студентку без ноги. (Пробежали мурашки? Вот и у меня такая же реакция была поначалу.) Как говорить? Какие вопросы задавать? Нужно было всего-то узнать, как проходит учеба, какие есть замечания и так далее.
В итоге я понял, что ситуацию слишком упростил или, наоборот, слишком усложнил.
Прокол первый: предложил помочь Эльвире подняться по лестнице. Она посмотрела на меня как на слабоумного: «Я уже давно сама хожу по ступеням и в помощи не нуждаюсь. Да и как вы это себе представляете: берете костыли в одну руку, меня — в другую и переносите вверх по лестнице?!» Эльвира добавила, что если вдруг понадобится помощь мне, то она, не задумываясь, поможет.
Прокол последний: после того, как я поговорил с Эльвирой 15 минут, единственный вопрос, который напрашивался по отношению к моей обаятельной собеседнице: «Что вы делаете сегодня вечером?»
Я понял очень важную вещь: людям с ограниченными возможностями приходится не только приспосабливаться к жизни, находить и развивать в себе силы, новые возможности — им приходится терпеть повышенное внимание к своим проблемам, которые мы подчеркиваем и усугубляем своим простодушным участием. В других цивилизованных странах такого давно нет. Там инвалидов не унижают жалостью, а стараются максимально им помочь адаптироваться.
Завершая нашу беседу, я обратился к Эльвире: «Складывается такое впечатление, что вас в этой жизни ничего не страшит. Вы хоть чего-нибудь боитесь?»
«Да, — заулыбалась Эльвира. — Боюсь завалить теоретический экзамен в ГИБДД».