Конкурс грантов – процесс, включающий приглашение организованным образом предоставлять заявки в соответствии с набором заранее утвержденных критериев, а также отбор и последующее финансирование некоторого их количества. Различают закрытые конкурсы, региональные конкурсы, текущие, призовые конкурсы, конкурс первого гранта, одноэтапные, многоэтапные конкурсы.
Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.
В данном разделе представлена информация, собранная из открытых источников, по проведению конкурсов среди НКО в российских регионах.
Развитие сектора некоммерческих организаций России (НКО) повлекло за собой не только его усиление как института неправительственных организаций, но и создало новые социальные технологии и инструменты. Опыт участия в различных конкурсах на финансовую поддержку, позволил НКО получить определенную поддержку, а также приобрести новый опыт и профессионализм в использовании финансовых ресурсов.
Понимание и признание эффективности такого подхода инициировало развитие в России различных конкурсных программ. Множество разнообразных социальных проблем, проблемы местных сообществ решаются с помощью этого механизма. С конца 90-х годов стал активно развиваться механизм конкурсного распределения финансовых ресурсов для некоммерческих организаций (предоставление грантов) за счет бюджетных средств.
В некоторых регионах России уже функционируют на постоянной основе конкурсы муниципальных грантов, региональные (областные и краевые), областные, окружные конкурсы; конкурсы грантов губернатора. Интерес к этой теме продиктован разносторонним накопленным опытом и выходом грантовых программ на уровень государственной социальной политики. Подтверждением тому являются грантовые конкурсы Общественной палаты и Администрации Президента РФ.
В последние годы развивается и такой ресурс для решения социальных проблем, как фонды местных сообществ (ФМС), аккумулирующие средства бизнеса и граждан из местных источников и распределяющие их на конкурсной основе.
Все это говорит о признании конкурсного принципа как наиболее эффективного способа распределения ресурсов.
Существует множество определений, что такое грант или конкурс грантов.
Что дает использование конкурсных механизмов?
Участие в разработке и распространение опыта и принципов конкурсного распределения ресурсов – это возможность более активного участия НКО и граждан в решении социальных проблем сообщества. Это также один из подходов в реализации реального социального партнерства.
При этом у каждой из сторон – для сообщества и для тех, кто реализует проект для сообщества – есть своя выгода.
Для сообщества |
Для участников |
— Новые идеи
— Вовлечение новых участников в изменения — Усиление и развитие человеческого потенциала — Новые эффективные решения — Доверие и укрепление партнерства власти и сообщества. — Новые возможности развития идей благотворительности — Наиболее эффективное вложение (использование) финансовых ресурсов — Привлечение дополнительных профессиональных и интеллектуальных ресурсов в решение проблем сообщества |
— Освоение и развитие проектной культуры
— Определение собственных (ревизия) имеющихся ресурсов — Привлечение дополнительного ресурса к проектной деятельности — Возможность выбора различных источников финансирования — Прозрачность и открытость условий участия в конкурсах — Возможность создания истории успеха — PR-организации, улучшение позиций в сообществе |
Основные результаты грантовых/конкурсных программ выражены в активизации граждан и вовлечении их в решение местных социально-экономических проблем. А также – в профессионализации деятельности НКО, развитии проектной культуры, повышении уровня менеджмента, стимуляции партнерских проектов НКО с органами государственной власти различных уровней и бизнес-структурами.
По частоте проведения конкурсов лидирует годичный цикл, иногда сроки короче, но не менее трех месяцев.
Участники конкурсных программ
Кто является потенциальными грантополучателями, кто может принимать участие в конкурсах?
В большинстве положений о конкурсах оговаривается, что участниками не могут быть коммерческие, религиозные, профсоюзные и политические организации, а также физические лица. Но как показывают данные, 17% участников рассматриваемых программ являются физическими лицами. Видимо, в этом – особенность конкурсов, финансируемых за счет бюджетных ресурсов. В эту группу попадают, как правило, гранты для особо одаренных детей и молодежи.
Формирование грантового фонда
Финансирование конкурсов и выделение средств из бюджетов определяется различными правовыми документами на уровне регионального закона, постановления главы города, постановления правительства области, решения законодательного собрания (городского Совета депутатов).
Зачастую в качестве партнеров таких конкурсов выступает и местный бизнес в качестве соинвестора. Таким образом, происходит не только увеличение распределяемых сумм, но и активное вовлечение бизнеса в решение проблем сообщества. Так, например, формируется грантовый фонд областного конкурса социальных и культурных проектов. Во многих Положениях о конкурсах подчеркивается необходимость или желательность софинансирования или привлечения дополнительных финансовых ресурсов бизнес структур. Диапазон выделяемых средств на конкурсы за счет бюджетного финансирования очень широкий, от 100 тыс. руб. до 45 млн. Размеры грантов также варьируются от 5000 руб., до 1 млн.
Часто в Положении о конкурсах не указывается суммы общего грантового фонда, поскольку есть ссылки на то, что будут привлечены средства бизнес структур. Также есть замечания о возможности как увеличения грантового фонда, так и сокращения заявленной максимальной величины гранта.
Что поддерживается в рамках конкурсов?
Опыт проведения конкурсов и анализ эффективности проектов и программ, получивших финансирование, позволили расширить формы, тематики и территории конкурсов. Цель российских программ – не только поиск и поддержка наиболее эффективных проектов, но, прежде всего, учет приоритетов развития территорий и местного сообщества, решение их конкретных проблем, использование и привлечение местных ресурсов и развитие филантропии.
Что поддерживается в рамках конкурсов за счет бюджетного финансирования?
Общественно полезные и гражданские инициативы:
- Развитие навыков по защите интересов
- Развитие взаимодействия с органами власти
- Молодежные инициативы
- Молодежный и детский досуг, организация летнего досуга и отдыха детей
- Решение проблем занятости молодежи
- Культура, спорт, образование, развитие одаренных личностей.
- Работа со сложными детьми (безнадзорными и правонарушителями)
- Реабилитация и интеграция инвалидов
- Помощь пенсионерам, ветеранам и социально незащищенным группам населения
- Развитие добровольческих инициатив
- Благоустройство территорий
- Деятельность, укрепляющая межнациональное согласие
- Развитие местного самоуправления
- Экологическое образование и охрана окружающей среды.
Если посмотреть на соотношение и приоритеты конкурсов, то основными направлениями будут следующие:
Как видно из диаграммы, приоритетами конкурсов являются культура, образование, здравоохранение и благоустройство. Но, к примеру, нет четко выраженных направлений, поддерживающих развитие рынка социальных услуг. Упоминание о таком направлении есть только в двух конкурсных программах.
Экспертиза и оценка проектов
Внедрение конкурсных механизмов порождает и новые требования к развитию профессиональных ресурсов и подходов. Требуется развитие собственного экспертного потенциала (подготовка экспертов) и внедрение новых технологий, таких как мониторинг и оценка социальных проектов и программ, поиск адекватных экспертных механизмов.
Как правило, решение, а точнее, предложения о финансировании проектов, принимается конкурсной комиссией. Это – коллегиальный орган при администрации муниципального образования или региона, назначаемый приказом. Затем это предложение утверждается руководителем департамента, мэром города или губернатором. Так, например, в Саратове решением городской думы определен следующий порядок формирования конкурсной комиссии:
Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия – коллегиальный орган при администрации города Саратова, персональный состав которой утверждается мэром города.
Конкурсная комиссия формируется в составе представителей структурных подразделений администрации города, представителей общественных и иных объединений граждан (по согласованию) – специалистов в том направлении, в котором объявлен конкурс, или имеющих опыт экспертизы проектов. Представители общественных и иных объединений граждан включаются в состав конкурсной комиссии по представлению структурных подразделений администрации города. Не могут участвовать в работе конкурсной комиссии представители общественных и иных объединений граждан, подавших заявку на получение муниципального гранта.
Основными задачами конкурсной комиссии являются:
- организация и проведение конкурса,
- создание равноценных условий для всех участников,
- организация независимой оценки проектов, представленных на конкурс,
- соблюдение принципов гласности в освещении работы комиссии.
Список членов конкурсной комиссии является открытой информацией.
Далеко не всегда представители и члены конкурсной комиссии самостоятельно принимают решение о выборе наилучших проектов. Чтобы снять возможные негативные последствия «корпоративного» подхода в оценке заявок используется дополнительный этап в оценке проектов.
Зачастую формируется экспертный совет (ЭС), в состав которого входят независимые эксперты, и ЭС делает предварительное заключение по проектам и представляет его в конкурсную комиссию. От выбора политики формирования и состава экспертного совета в значительной степени зависит и эффективность самой грантовой программы. Это могут быть профессиональные независимые эксперты в сфере социальных проектов и программ, обладающие соответствующими знаниями и оценивающие именно проектную составляющую заявки. В их числе должны быть люди, не являющиеся узкими специалистами в каком-либо одном направлении деятельности, а также лидеры некоммерческих организаций.
Специалисты являются носителями знаний о проблемах в какой-либо сфере деятельности, но часто используют именно свой собственный опыт и критерии выбора известных им организаций, а также склонны доверять «своим» организациям. Сочетание специалистов и независимых экспертов, которые с разных позиций смогут оценить заявки, позволяет добиться наиболее объективной и эффективной работы ЭС.
Палитра мнений различных специалистов и их совместное решение поддержать какой-либо проект – залог успешности выполнения не только проекта, но и конкурса в целом.
Список членов экспертного совета (ЭС), как правило, является закрытой информацией. По таким принципам работают, например, научные советы в Академии наук по присуждению научной степени. Собственно, закрытость списка направлена именно на то, чтобы максимально исключить лоббирование и возможное давление на мнение экспертов.
Перечень специалистов, участников конкурсных комиссий и экспертных советов, представленных в рассматриваемых программах, выглядит следующим образом:
Сотрудники организации, проводящей конкурс (администратор конкурса):
- Независимые эксперты;
- Специалисты (экспертные замечания);
- Сотрудники администраций;
- Руководители департаментов;
- Депутаты различного уровня;
- Представители бизнеса;
- Лидеры некоммерческих организаций;
- Почетные граждане города;
- Руководители ТОСов.
В своих рекомендациях по проектам эксперты и/или члены конкурсных комиссий руководствуются шкалой критериев, которая разрабатывается для каждого конкурса (Анкета эксперта/экспертное заключение на проект заполняется каждым участником оценки проектов). Как правило, основные критерии для оценки социально-культурных проектов в рамках конкурсов сводятся к такому перечню:
- соответствие целям и условиям конкурса,
- актуальность (востребованность) заявленной проблемы,
- обоснованность задач проекта и реалистичность предлагаемого плана действий, целесообразность практического применения результатов.
Особое внимание уделяется эффективности проекта, обеспечению его выполнения; нацеленность на достижение результатов для своей целевой группы и использование результатов в сообществе. Реже в качестве критерия используется инновационность и оригинальность предлагаемых подходов и решений. Эффективность проекта определяется четко просчитанным и сбалансированным бюджетом, зачастую требованием к проектам является наличие собственного финансового вклада или привлеченного со стороны партнеров, как правило, такой вклад определяется в размере 25–30 процентов, иногда это половина от запрашиваемой суммы.
Оценка и мониторинг, анализ результатов
Порядок организации и проведения конкурсов – достаточно освоенный и продуманный технологический процесс. Однако вопросы оценки эффективности проектов после их завершения и конкурсов в целом разработаны недостаточно. Для такой работы необходимы не только специальные знания и навыки, это – довольно затратная деятельность, требующая времени и ресурсов. Достаточно часто в бюджетах, выделенных на конкурс, закладываются административные расходы на проведение и организацию конкурса, но практически отсутствуют средства на проведение мониторинга и оценки эффективности. При этом проведение оценки позволило бы более точно определять приоритеты и планировать новые конкурсы и ресурсы, оценить эффективность используемых ресурсов. Иногда проводится мониторинг выполнения проектов, для которого привлекаются сторонние экспертные организации.
Но есть примеры, когда оценка становится полноправным и необходимым элементом конкурсных программ. Так, Красноярский край, который на сегодня является одним из несомненных лидеров в разработке и осуществлении программ общественного развития и грантовых программ, позиционируется как регион высокой эффективности социальной политики.
Многие из элементов Красноярской краевой грантовой программы уникальны для России. Это – разработанная система оценки и мониторинга, позиционирования самой программы и ее отдельных направлений в сообществе, механизмы общественного влияния грантовой программы через вовлечение сообщества в ее разработку и реализацию.
Закон Красноярского края «О краевых социальных грантах» можно справедливо считать лучшим в России региональным законом об условиях и порядке предоставления средств регионального бюджета на реализацию социальных проектов в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Закон характеризует высокий уровень юридической техники, наличие норм «прямого действия» и механизмов, препятствующих возникновению конфликтов и проявлениям коррупции.
Трудности и риски
Для организации конкурсов требуются значительные трудозатраты. Но, как правило, ответственные за конкурс сотрудники администрации заняты выполнением своих прямых обязанностей, а конкурс является дополнительной нагрузкой.
Любая конкурсная программа состоит из определенной последовательности шагов и процедур, каждая из которых требует тщательной проработки. Участники конкурса и все сообщество с пристальным вниманием относится как к принципам открытости и прозрачности принимаемых решений, так и соблюдению всех процедурных вопросов конкурса. Очень важны следующие моменты: своевременное информирование о начале и условиях конкурса, равный доступ к информации, консультирование и обучение написанию проектов заявителей, наличие четких и понятных критериев. Организаторы конкурсов должны обеспечить проведение качественной экспертизы проектов, сбор и оценку результатов, оформление договоров и своевременное финансирование, подготовку итоговых аналитических материалов и справок, информирование об итогах каждого этапа. Это накладывает большую ответственность на всех сотрудников администраций, участвующих в реализации таких программ. Помочь в этой ситуации может использование специально созданных структур для проведения всего конкурсного цикла, а также привлечение независимых экспертов.
При подготовке материала статьи мы столкнулись с тем, что только в отдельных регионах есть информация в открытом доступе о результатах проведенных конкурсов и аналитические справки о количестве поданных и профинансированных проектов, иногда публикуется краткий анонс проектов.
Зачастую конкурс на получение муниципального гранта рассматривается как привлечение дополнительного ресурса некоммерческого сектора в решение городских программ, приоритетных для мэрии. Когда решение о финансировании принимают только эксперты-чиновники, грантовый фонд используется на поддержку тех организаций, проекты которых могут быть включены в какую-либо городскую программу как дополнительный профессиональный и человеческий ресурс, или – средства выделяются хорошо зарекомендовавшим себя в администрации и известным организациям. Фактически происходит усиление текущей деятельности мэрии.
Представители администраций зачастую не склонны поддерживать инновационные проекты, не соответствующие принятым методам решения каких-либо социальных проблем, устоявшемуся мнению об эффективных подходах. В таких случаях могут потеряться действительно интересные, эффективные подходы к решению проблем, а то и вовсе проблемы не замечаются или замалчиваются.
Иначе говоря, исходное мнение о целесообразности и актуальности решения проблем сегодняшнего дня оказывается определяющим. В таких проектах, как правило, «короткий» результат, возможности тиражирования и развития проекта отходят на задний план. Поэтому так важно включение в состав конкурсных комиссий независимых экспертов из общественного сектора.
В этих условиях остро нужна система подготовки специалистов в области экспертизы и оценки социальных проектов и программ, а также оценки влияния и изменений.
1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Из Бюджетного кодекса исключается понятие «грант». Соответственно, необходимо будет привести в соответствие с этими изменениями всю нормативно-правовую базу регионального и муниципального законодательства, обеспечивающую финансирование социально значимых проектов и программ на конкурсной основе.
Внимание! 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 01.01.01 года «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Из Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2008 года исключилось понятие «грант», а субвенция осталась только формой межбюджетных трансфертов и более не может предоставляться юридическим или физическим лицам.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в новой редакции предусматривает, что субсидии могут предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии указанным категориям лиц предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.