1 июня в день Защиты детей» в Санкт-Петербурге, на платформе для проведения онлайн-конференций ZOOM прошел круглый стол на тему «Программы наставничества для детей, проживающих в кризисных семьях и воспитанников детских домов, как эффективный способ поддержки, социализации и адаптации». Именно такая программа наставничества была запущена в муниципальном образовании округа «Петровский» еще в начале апреля. Партнером в реализации нового проекта выступил Благотворительный Фонд «Подари мне крылья», основная деятельность которого также направлена на поддержку и адаптацию детей-сирот.
Идейный вдохновитель запуска — глава администрации округа Александр Томов. Задача программы наставничества – помочь подросткам, которые нуждаются в индивидуальных отношениях со взрослыми. Первоначально в проект вошли более 25 добровольцев, желающих стать наставниками для ребят. Кроме обязательного тестирования и предоставления стандартного пакета документов, добровольцы также прошли 30 часовой образовательный курс по работе с подростками, имеющими за плечами травмирующий опыт. Все занятия проводились профессиональными психологами, работающими с детьми данной категории. В ближайшее время подростки от 12 до 16 лет, изъявившие желание принять участие в программе, наконец, познакомятся со своими будущими наставниками.
Для Администрации Округа и фонда «Подари мне крылья» — этот проект стал пилотным. Поэтому было решено провести ряд мероприятий, повышающих компетенции руководителей и участников программы.
Одним из таких мероприятий стал июньский круглый стол. Среди вопросов, предлагавшихся к обсуждению, особый интерес участников вызвал вопрос способа подготовки волонтеров. У каждой некоммерческой организации есть свои особые приемы для выявления «профнепригодности» наставника. В фонде «Старшие братья, старшие сестры» к привычному пакету документов (справки об отсутствии уголовного прошлого, наркотической и алкогольной зависимости) просят непременно приложить несколько рекомендаций от друзей и коллег. В фонде «Петербургские родители» волонтерам предлагают вести дневник и просят составить «портрет» наставника. Фонд «Пристань» предлагает еще в процессе обучения продумать и проанализировать свое возможное поведение в той или иной сложной ситуации.
Психолог Юлия Литвинова (фонд «Петербургские родители») в своем выступлении обозначила основные проблемы детей-сирот – это неуверенность в себе, сложности в выстраивании взаимоотношений, отсутствие мотивации, депривация и другие. И рассказала насколько таким детям важно, чтобы их принимали и слышали. Ее выступление поддержали театральный режиссер Дмитрий Крестьянкин (фонд «Подари мне крылья», рассказавший о проекте «Театральный дом», и собственном опыте о выстраивания взаимоотношений с ребятами из детских домов и приютов, и театральный режиссер Евгения Беркович, которая поделилась не только опытом волонтерства и наставничества, но и опытом приемного материнства. Также Евгения на конкретных примерах очень понятно описала те свойства характера, какие формирует у ребенка в процессе пребывание в системе и в кризисной семье.
Руководитель проекта «Наставники» Анастасия Сорокина (фонд «Арифметика добра»), свое выступление проиллюстрировала видеороликом, где дети, участвующие в программе «Наставники», сами рассказывают о том, что дает им общение со значимым взрослым, чем взрослый помогает ребенку. После все присутствующие познакомились с «действующей» парой друзей. Ими стали Томаш Фаркаш, бывший подопечный приюта «Транзит», и Елена Сахневич. Они вместе вышли на связь и рассказали как завязались их наставнические отношения, которые продолжаются уже более 5 лет.
Директор фонда «Пристань» Олег Васильевич Красников в качестве одной из форм реализации программ наставничества привел пример их проекта с тренировочными квартирами, где бывшие воспитанники приютов и детских домов живут вместе с наставниками и обучаются основным социальным и бытовым навыкам: как оплатить счет на квартиру, учатся готовить и распределять денежные средства на покупки в магазине. В такой программе, по замечанию Олега Васильевича, подросток в среднем участвует от года до трех лет.
В заключении мероприятия спикеры сошлись на том, что волонтер – это очень важный человек, который несет ответственность за ребенка, и сотрудникам организаций необходимо огромное внимание уделять поддержке действующих наставников. Во всех фондах для волонтеров организованы супервизии, когда волонтер может с обсудить возникшие вопросы с психологом или куратором проекта. Руководитель отделения фонда «Старшие Братья Старшие Сестры» обратила внимание на важность взаимодействия наставников с педагогами, опекунами и родителями подопечного. Психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Инга Козленкова поделилась своими мыслями о важности выстраивания границ и необходимости запрета на подарки, вследствие чего отношения из взаимоподдерживающих переходят в спонсорские.
В финале круглого стола глава администрации адресовал всем участникам вопрос о статистике успешных отношений между волонтером-наставником и ребенком. В среднем руководители благотворительных организаций говорят о 80-90% процентов успешности отношений. Что, безусловно, вселяет уверенность не только в необходимости, но и в успешности реализации программ наставничества.